Роман Матафонов


Писателя я смог найти в себе только тогда, когда мне начали говорить, что я писатель
Моё творчество началось с того, что я просто писал – первый рассказ написал в пятом классе, это был «фанфик» на игру Fahrenheit. Читал его на уроках литературы, а мои одноклассники неприкрыто кайфовали, ведь им можно было ничего не делать семь уроков подряд, а это были, по сути, мои первые чтения.

В 2010 году я начал вести блог, в котором рассказывал о событиях в своей жизни, как-то случайно там начали публиковаться небольшие рассказы, на тот момент у меня было три читателя. Рассказы были о том, что происходит в моей жизни, просто это приобретало некоторую художественную форму. После этого открыл сообщество в социальной сети vk.com «Снег всегда прав», продолжаю писать туда – о том, что происходит в моей жизни, иногда приправляя эти рассказы художественной фикцией, потому что жизнь, к сожалению, не всегда такая уж и интересная, чтобы из этого сделать действительно интересный рассказ.

Моё творчество – это сочетание моих наблюдений о жизни с тем, что действительно в ней происходит. Основой для каждого рассказа служит какой-то реальный опыт, поэтому, возможно, они могут быть похожими друг на друга.

Процесс создания прост – я открываю текстовый редактор, и пишу. Но тут, конечно же, не обходится без известной творческой заразы – огромное количество текстов так и не выходят, пылятся на моём жёстком диске без вступления или концовки. Но каких-то ритуалов для написания у меня нет, иногда только включаю музыку, потому что музыка – это мой любимый выразительный жанр в искусстве.

Вдохновение я черпаю на улице, среди прохожих. Я очень наблюдательный, и всегда вижу, как кто-то ссорится, или влюбляется, прямо на улице. Как молодой парень несёт цветы, как девочки-подростки прихорашиваются шесть остановок подряд в автобусе, вглядываясь в отражение своего смартфона. Жизнь каждого обычного человека – источник моего вдохновенного состояния души. Может быть помните фильм Питер FM? Во вставках там всегда были люди, простые прохожие, операторы снимали реальных людей, которые взаимодействовали как-то друг с другом. Вот я так же смотрю на мир вокруг себя.
Жизнь, к сожалению, не всегда такая уж и интересная, чтобы из этого сделать действительно интересный рассказ.
На «Этаж» меня пригласила моя сестра, Василиса Симонова, с которой мы начали общаться только в конце 2015 года. Она дала почитать рассказы Жене Благитко и Наташе Тышкевич, главным людям на Этаже. Мы решили организовать чтения рассказа «Лес» (он издан в сборнике «Снег всегда прав»).

После чтений, и, по своей сути, маленького успеха нового для Новосибирска формата, Женя Благитко решила взяться за моё продвижение, организовав на этаже что-то вроде открытого продюсерского центра «Открыто». Команда Этажа занималась организацией литературных мероприятий, приглашала меня на них, взаимодействовала с локальными СМИ, просто потому что им моё творчество было по душе, а я с любовью относился к этой помощи. Они стали моими друзьями в процессе взаимодействия, и я даже не представляю, выдалась бы мне иная возможность как-то продвигать своё творчество в Новосибирске, я не очень в этом разбираюсь.
Фото со страницы: @sacred_hook
Новая книга «Фаталист» – это моя главная цель 2016 года, крупный рассказ о судьбе человека, которого не часто целовала удача, а однажды она решила плюнуть ему в лицо, и он решил, что «сбежать» - лучшее решение всех проблем. Книга о побеге, как символическом, так и вполне себе реальном побеге.

На чтениях, посвященных презентации этого рассказа, было очень много людей, больше, чем я планировал. Это бесконечно лестно, хотя, в глубине души жаль, что некоторым людям было негде даже постоять, чтобы послушать. Велись трансляции из зала, с помощью Instagram, а люди сидели в соседнем зале и слушали меня. Было приятно пообщаться со своими читателями и близкими друзьями, которые тоже пришли поддержать меня и попрощаться - после чтений я переехал в другой город.

Тираж был не очень большим, я испугался, что придёт мало людей – 60 книг. В итоге после этого вечера с новой книжкой домой ушло чуть больше пятидесяти человек, раскупили почти весь тираж, только смог оставить пару книг родственникам и близким. Это огромная поддержка, любая материальная поддержка творчества – это лучшее, о чём только может мечтать творческий человек.

Фото со страницы: @sacred_hook
Критики в интернете у моих работ не так уж и много, и, зачастую, она даже практически обоснована – придирки к стилистическим и пунктуационным ошибкам, а с этим сложно спорить. Есть нормы русского языка, и находятся люди, которые напоминают мне о том, что коль я называюсь писателем, было бы неплохо не выходить за границы этих норм. Ещё не называли графоманом и беллетристом, а учитывая, что я никогда не позиционировал себя академическим писателем – это даже маленький комплимент.

Я умею обладать собой, когда сталкиваюсь с критикой, для меня главным является продолжать делать своё дело, потому что оно приносит мне удовольствие. Как я с ней справляюсь? Я точно знаю, что каждый человек на этой планете имеет право выражать своё мнение так, как только он посчитает нужным, до тех пор, пока это не переходит границ морали и законодательства. Если есть нормы языковые, то есть и социальные, и я считаю, что всё с этим, на самом деле, очень здорово у моей аудитории.


Я не умею давать советы, но я живу по принципу
«Ничего не бойся, кроме летящего в тебя камаза».

Я ещё не занимаю должного места в сфере искусства, чтобы считаться современником, пока я больше похож на малоизвестного в узких локальных кругах творческого человека, но я активно работаю над тем, чтобы стать современником. Это классная идея, льстящая до жути.

У всего есть целевая аудитория. Чтобы её найти – нужна огромная выборка, чем больше, тем лучше. Показать свои труды всему миру, и найдутся люди, которые будут этим интересоваться, а потом уже начинать анализ этой аудитории, и распространять своё творчество более целенаправленно. Как начать публиковаться – я пока сам ещё не до конца осознал, осваиваю только онлайн-издательства, в наше время их множество, и непродолжительный сёрфинг интернета помогает на ура. Другой вопрос кроется во внутренней готовности каждого творческого человека: готов ли он показать частичку своей души людям? Готов ли он к тому, что это не примется? Стоит ли оно того? Если ответы на эти вопросы утвердительны, то, скорее всего, эти люди уже публикуются. Психология.

На споры, что же лучше: бумажная книга или онлайн чтение, у меня простой ответ: я считаю, что людям просто необходимо спорить, это один из видов прокрастинации.
Любой носитель обладает своими достоинствами и недостатками и я сторонник того, чтобы осваивать все возможные виды передачи данных. Мы живём в 21 веке и принципиально отказываться от онлайн-изданий книг – такая же глупость, как и не позволять своим читателям подержать книгу в руках, поставить её на полочку и выложить её фото в Instagram с хештегом #снегвсегдаправ.
Фото со страницы: @sacred_hook
Есть подозрение, что, если бы я жил в 19 веке, я был бы крестьянином и книжки писать бы мне попросту никто не позволял. Я люблю наше время за то, что искусство доступно каждому, кто хочет к нему прикоснуться. Пускай это и порождает за собой огромное количество странного контента, это лучше, чем не иметь доступа к самовыражению. Однако, 19 век для меня – это очень любимое время, это время Ф. М. Достоевского, моего любимого писателя.

Сейчас я живу в Петербурге и вдыхаю всю эту атмосферу, когда есть свободное время прогуливаюсь по местам главных героев Достоевского, смакую сравнением мест из «Униженных и оскорбленных» и «Идиота» с современным Васильевским островом, Сенным рынком. Однако, время идёт вперёд и не прислушивается к просьбам сибирских мигрантов, а значит впереди всё только интереснее.

Made on
Tilda